Россия, оккупировав и аннексировав Крым, превратила украинский полуостров в мощную военную базу, которая гарантирует Москве полное доминирование в Черном море. Открытый акт военной агрессии против кораблей ВМС Украины у Керченского пролива 25 ноября 2018 продемонстрировал, что Россия уже готова применить военный кулак, собранный в Крыму, против Украины и других стран Черноморского региона.
Мониторинг ситуации в Крыму в течение пяти лет после оккупации и аннексии Крыма в целом подтверждает предварительные оценки и выводы Центра исследования армии конверсии и разоружения (далее по тексту ЦИАКР) и коллег из экспертной среды: Россия целенаправленно превращает Крымский полуостров на военную базу. Гуманитарный, экономический, экологический аспекты развития Крыма Москву совершенно не интересуют. Уничтожение сельского хозяйства, разрушение экобаланса, отсутствие перспектив обеспечения эффективного снабжения водой и электроэнергией, тупик в развитии курортной отрасли не являются проблемами для оккупантов. Что действительно важно для России — развитие военной инфраструктуры, увеличение авиационного и ракетного компонента, а также корабельного состава оккупационного контингента на полуострове.
Количественные показатели оккупационного группировки в Крыму демонстрируют постоянный рост (оценки ЦИАКР):
В Крыму продолжается плановое наращивание сформированной еще летом 2015 самодостаточной межвидовой группировки войск, которая функционально включает три основных компонента — сухопутный, воздушный и морской. В то же время, сухопутный компонент играет вспомогательную роль (фактически, обеспечения обороны оккупированной территории), а главный акцент делается на развитие ударных авиационных, ракетных и военно-морских группировок. Именно с позиции «непотопляемого авианосца», в который превратился оккупирован Крым, авиация, ракеты, корабли и подводные лодки могут обеспечивать полное доминирование России в Черном море с проекцией силы в Средиземное море, а также, при необходимости, нанести удары как по территории Украины, так и по территории любой страны региона. Фактически, речь идет об изменениях в военно-стратегическом балансе в пользу РФ в Черноморско-Средиземноморском регионе и создание плацдарма для реализации военных угроз странам НАТО с территории Крыма.
По состоянию на начало 2019 можно говорить про достаточно успешную реализацию Россией концепции создания в Крыму эффективного морского компонента, вооруженного крылатыми ракетами «Калибр» с дальностью стрельбы более 2000 км. В условиях фактического провала программ создания перспективных фрегатов проекта 22350, а также блокирования поставок фрегатов проекта 11356 из-за санкций со стороны Украины, Россия сделала ставку на насыщение Черноморского флота РФ малыми ракетными кораблями проекта 21631 («Буян-М») и проекта 22800 («Каракурт»). Несмотря на то, что и эти корабли имеют значительные проблемы с двигателями из-за западных санкций, они могут стать основой ударного кулака ЧФ РФ, создавая угрозу всем странам региона. Так же как и подводные лодки проекта 636.3, оснащенные крылатыми ракетами «Калибр», которые могут держать в постоянном напряжении ВМС стран Черноморского региона.
Текущие планы российского Минобороны предполагают, что в Крыму до 2020 года будут находиться до 24 единицы надводных и подводных носителей крылатых ракет «Калибр» с суммарным количеством последних до 168 единиц. Таким образом, Россия создает относительно недорогой и эффективный ударный морской кулак, который будет контролировать Черное море и угрожать территории Украины и странам НАТО.
В настоящее время (проекты судов): 11356 — 3 x 8 K, 636.3 — 6 x 4 K, 21631- 2 x 8 Итого, K = 64 ПУ КР Калибр.
При этом, перспективы изменения баланса в пользу Украины и НАТО пока отрицательные. Без консолидированных и быстрых действий Альянса по развитию военно-морских возможностей в Черном море трудно говорить о реальном (а не символическом) противодействии России даже в среднесрочной перспективе.
В Крыму на сегодня создана в полном объеме инфраструктура для транспортировки и хранения тактических ядерных боеприпасов. Параллельно с размещением носителей тактического ядерного оружия морского базирования, практически решен вопрос дислокации стратегических бомбардировщиков Ту-22М3 на авиабазе в Гвардейском. Которые могут нести на борту крылатые ракеты с ядерной боеголовкой. Также еще с 2014 года российским командованием обработаны формат переброски и размещения в Крыму ОТРК «Искандер», один из вариантов которого может использовать ракеты с ядерным боезарядом. В Крыму уже развернуты береговые ракетные комплексы «Бастион», также способные вести стрельбу ракетами с ядерными боевыми частями. Таким образом, на оккупированном полуострове сформирована система базирования и применения тактического ядерного оружия.
Продолжающаяся милитаризация и наращивание крымской группировки играют ключевую роль в проведении военной операции ВС РФ в Сирии. И здесь речь идет не только о логистической поддержке кампании, но и о выполнении боевых операций, где отдельно следует выделить пуски крылатых ракет «Калибр» кораблями ЧФ РФ.
Характеризуя возможности России по контролю над Черным морем и регионом, часто используется концепция A2/AD (anti-access and area denial) — то есть, ограничение и запрет доступа и маневра на театре военных действий. При этом, считалось, что эта концепция может быть применена Россией только в условиях открытого вооруженного конфликта и маловероятна в современных условиях применения «гибридных» инструментов агрессии против Украины. Однако, открытая агрессия России 25 ноября 2018 с применением кораблей ЧР РФ, ФСБ РФ и боевой авиации ВВС РФ против кораблей ВМС Украины вблизи Керченского пролива, продемонстрировала, что Россия готова к незамедлительной практической активации A2/AD в Азовском и Черном морях. Блокировка Керченского пролива и Азовского моря с использованием вооруженных сил является четким сигналом черноморским странам, а также членам НАТО, что Россия устанавливает свои правила использования акватории Черного моря и любые действия кораблей других стран будут осуществляться только с разрешения Москвы.
Россия откровенно игнорирует базовые понятия международного морского права в части иммунитета военных кораблей, установленные Конвенцией об открытом море 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, разрушая основные правила пользования Мировым океаном, заставляя мир смириться, что на самом деле единственным действенным правилом является «кто имеет силу, тот и прав».
Россия сознательно идет на разрушение норм международного морского права в Черном море, чтобы установить свои нормы, основанные на угрозе применения вооруженной силы. Это возвращение в средневековье пока осознают не все соседи Украины, не все страны Черного моря (в частности, Болгария, которая отказывается действовать солидарно против намерений России оккупировать Черное море) и не все страны НАТО.
Вооруженным нападением на украинском корабли 25 ноября 2018 года, Россия продемонстрировала, что готова к открытому применения вооруженных сил против Украины в любом формате и в любом масштабе, несмотря на реакцию международного сообщества. В настоящее время Россия готова к широкомасштабному наступлению против Украины, создав мощные ударные группировки войск 1-й танковой армии и 20-й общевойсковой армии на северном и восточном направлении, а также 8-й общевойсковой армии, которая состоит из оккупационного контингента на Донбассе (1-й и 2-й армейские корпуса в Донецке и Луганске), а также 150-й мотострелковой дивизии и 20-й отдельной мотострелковой бригады на южном направлении.
В то же время, есть основания полагать, что Россия уже не решится на широкомасштабное наступление без мощного ракетного и авиационного компонента. Украина в настоящее время создала наземные силы, которые могут эффективно противостоять ВС РФ, что показывает ситуация в зоне российско-украинского конфликта на Донбассе. Поэтому, наиболее вероятно, Россия будет действовать с широким применением ракетных и авиационных ударов, а также проведением морских операций. Крыму в этом сценарии принадлежит особая роль. Хотя с полуострова НЕ БУДУТ осуществляться масштабные наземные операции, из оккупированного полуострова могут наноситься массированные ракетные и авиационные удары по критическим объектам военной и гражданской инфраструктуры на территории Украины. Особую роль будут играть возможности ЧФ РФ по проведению морских десантных операций и блокирования украинских портов в северной части Черного моря, что нанесет мощный удар по экономическим интересам Украины, а также создаст условия для захвата южной части Украины с созданием наземного коридора из России в Крым.
Акт агрессии 25 ноября против кораблей ВМС Украины сформировал новый контекст в российско-украинском конфликте, который Россия будет пытаться использовать для достижения следующих целей:
— Заставить Украину «добровольно» согласиться на признание новых морских границ с учетом аннексии Крыма и оккупации Донбасса.
— Начать международное признание территориальных вод вокруг аннексированного Крыму.
— Начать международное признание российской принадлежности оккупированного Крыма.
— Разрушить экономику украинских портов Мариуполя и Бердянска, в том числе, с целью дестабилизации социально-экономической обстановки в юго-восточной части Украины.
— Закрыть навигацию в Азовском море и Керченском проливе, оговорив ее открытие признанием законности аннексии Крыма.
— Заставить Украину восстановить водоснабжение Крыма, а также создать условия для открытия России сухопутного коридора к полуострову.
Следующим шагом России по активации A2/AD, может стать блокирование северной части Черного моря в районе Одессы и фактическое закрытие выхода Украины к морю.
Наиболее тревожным аспектом в этой ситуации является то, что на сегодняшний день ни Украина, ни другие страны Черного моря не могут реально противодействовать военно-морскому доминированию России в Черном море. ВМС Украины и Румынии слишком слабы, а Болгария, кроме того, еще и занимает «нейтральную» военно-политическую позицию, избегая обострения отношений с РФ. Это открывает для Москвы широкие возможности для давления на страны Черного моря и НАТО с целью реализации собственных военно-политических целей.
В этих условиях, только консолидированные, системные и быстрые шаги Украины и НАТО могут создать условия для наказания агрессора и изменения военно-стратегического баланса в Черноморском регионе.
В частности, в военно-технической сфере считается целесообразным существенно усилить присутствие ВМС стран-партнеров Украины из НАТО. В то же время, важно максимально активизировать контакты между Украиной и Румынией в сфере безопасности и обороны на всех уровнях с особым акцентом на строительство военно-морских возможностей. Именно прочный альянс Украины и Румынии с практической поддержкой со стороны НАТО (прежде всего, США) может заложить основу для военно-морского блока, который сможет противодействовать агрессии РФ в Черном море.
В военно-технической области Украины следует создать условия для быстрого усиления Военно-морских сил, в том числе, за счет получения надводных кораблей от партнеров (США, Канада, Великобритания, Австралия, страны ЕС). Критически важным является получение кораблей с ракетным оружием. Одной из возможных опций может быть получение в течение 1-2 лет двух-трех фрегатов класса «Oliver Hazard Perry» от США. Эти корабли могут стать ядром ВМС Украины и обеспечить постоянное присутствие ВМСУ в районах Черного моря, где Россия пытается установить собственный контроль.
Одновременно, как считает ЦИАКР, Украине следует активизировать строительство ВМС, сделав акцент на следующих приоритетах:
Приоритет 1. Новые высокоточные средства поражения. Запуск в серию противокорабельных ракет, в первую очередь — мобильных береговых комплексов. В дальнейшем — авиационных крылатых ракет, а далее — непосредственно для ракетных катеров.
Приоритет 2. Наращивание сухопутной компоненты. Необходимо создать условия для оперативного установления минного заграждения, а также проведения противодесантных операций. Целесообразным считается усиление морской пехоты и сил спецназначения ВМСУ.
Приоритет 3. Реализация концепции «москитного флота» за счет создания группировки ракетных катеров для асимметричного сдерживания противника. Что важно, целесообразно сформировать многоуровневый подход к решению этой задачи: параллельно со строительством катеров украинской разработки, приобретение лицензии на производство на своей территории иностранных военных судов малого класса по примеру Катара и ОАЭ (например, британские 54-метровые Barzan (Vita) Class с двумя пусковыми ракетными установками под ракеты MM40 Exocet), а также предметные переговоры о военно-технической помощи от западных государств-партнеров. С одной стороны, необходимо защитить национальные интересы на море, а фактически — отстоять их. С другой — возродить почти разрушенную национальную школу кораблестроения.
В дипломатической сфере предлагается сосредоточить внимание на введении реальных, а не символических санкций, которые будут иметь прямой эффект на экономическую ситуацию в России. В частности:
— Создать постоянный механизм контроля международного судоходства в Черном море, Керченском проливе и Азовском море и настаивать на гарантиях обеспечения свободы судоходства в акватории Черного и Азовского морей и Керченском проливе.
— Ввести ограничения для захода российских кораблей в порты стран-партнеров (прежде всего — ЕС, НАТО).
— Заблокировать сотрудничество между компаниями из стран ЕС и судостроительным заводом «Пелла» (Санкт-Петербург) и Зеленодольским судостроительным заводом, которые строят ракетные корабли на производственных площадках в оккупированном Крыму для ЧФ РФ.
— Прекратить любое сотрудничество между компаниями из стран ЕС и портом Кавказ, который обеспечивал строительство Керченского моста и обеспечивает транспортировку в оккупированный Крыму военных грузов из России.
— Запретить полеты в аэропорты стран ЕС российских пассажирских самолетов, зарегистрированных в Симферопольском аэропорту, поскольку эти самолеты использовались для нарушения украинской границы в аннексированном Крыму.
Что касается усиления роли НАТО в Черном море, предлагается:
— Создать командную структуру для многонациональной дивизии в Румынии, включая присутствие боевых элементов бригады ВС США и ротационной основе.
— Продолжить и активизировать учения НАТО в Румынии и Болгарии.
— Разместить в Румынии дополнительные элементы систем ПВО/ПРО до 2020 года.
— Разместить дополнительные элементы стратегической разведки ВС США в Черном море.
— Усилить систему разведки стран региона, включая БЛА, а также надводные и подводные автономные системы и наземные элементы.
— Усилить военно-морское присутствие НАТО в Черном море с учетом ограничений Montreux Convention.
— Продолжать диалог с Турцией для усиления военно-морского сотрудничества.
— Увеличить заблаговременное размещение военной техники, вооружений и других ресурсов для обеспечения развертывания войск на восточном фланге НАТО.
В общем, пришло время консолидированных и быстрых действий Украины и ее партнеров по НАТО для противодействия российской агрессии. По мнению ЦИАКР, именно такой подход может создать реальные условия для наказания России и изменить баланс в регионе в нашу пользу.
Niciun comentariu:
Trimiteți un comentariu