Dragi prieteni,
Am scris acest articol cu ceva timp în urmă pentru un portal de ştiri din Ucraina, încercând să fac o analiză mai detaliată a subiectului "pacificator" al Federaţiei Ruse. După ce subiectul unei misiuni de pacificare a eşuat a câta oară (Federaţia Rusă insistă pe o misiune numai cu sarcini de a asigura securitatea Misiunii OSCE), vă propun atenţiei dumneavoastră varianta actualizată a acestui articol în limba rusă, în speranţa de a aduce în atenţia opiniei publice acest subiect de o importanţă majoră în opinia mea.
1. Istoria contemporană a pacificării ONU
Классического определения или термина Миротворчества
мы нигде не найдем, даже в Уставе ООН. Но, Миротворчество как метод был
предложен и разработан ООН. Как отмечал Даг
Яльмар Агне Карл Хаммаршёльд[1],
«он содержится в главе VI½ Устава, и отводил
ему место между такими традиционными методами мирного разрешения споров, как
посредничество и установление фактов (глава IV), и мерами принудительного
характера, например, эмбарго и военное вмешательство (глава VII).»[2]
Впервые как механизм был имплементирован ООН в
1956 году в Египте, хотя некоторые источники настаивают на 1948 год, когда
Совет Безопасности санкционировал развертывание военных наблюдателей ООН на Ближнем
Востоке для наблюдения за Соглашения о перемирии между Израилем и арабскими государствами и
содействие дальнейшему прогрессу в деле улучшения положения и укрепления мира в
регионе.[3] Данная миссия действует до
сих пор и имеет в штате несколько сот человек, и имеет задачи по осуществлению
операций по наблюдению и контролю. Военные наблюдатели Организации Объединенных
Наций не имели оружия. Я всё-таки привержен рассматривать первую версию, так как тогда был
применена концепция, предложенная Генеральным Секретарём Дагом Хаммаршёльдом,
и которая отражена в Резолюции 1001[4]
(ES-I) 1-й
Чрезвычайной специальной сессии[5] и устанавливает Чрезвычайные вооруженные силы
Организации Объединенных Наций (UNEF I), для «обеспечения и контроля за
прекращением военных действий». Этим документом не только установила UNEF I, но
также и призвала «к непосредственному перемирию». Отличие данной миссии от
миссии 1948 года — это то, что применяется вооружённый контингент.
Исторически
мы можем рассматривать несколько этапов проведения миротворческих операций
(всего 69):
-
Ранние годы[6]
- 1948-1988 – 15 операций;
-
Период после «холодной войны»[7] - 1989 –
2009, который можно разделить на три периода – 48 операций;
-
Современный этап[8]
– 2010-настоящее время -6 операций.
В настоящий момент ООН развернуто 17 миротворческих операций[9].
Не ставлю перед собой цель рассмотрения всех этих периодов, но,
чтобы перейти к рассмотрению вопросов «миротворчества России» приведу несколько
тезисов. Современные многоплановые операции по
поддержанию мира должны содействовать политическому процессу, обеспечивать
защиту гражданских лиц, оказывать помощь в разоружении, демобилизации и реинтеграции бывших
комбатантов, содействовать проведению свободных выборов, защищать и поощрять права
человека и способствовать восстановлении законности. Все это указывает на то, что особым спросом и
механизмом должны рассматриваться определенные виды специальных сил и средств,
включая правоохранительную (полицейскую, в том числе и по надзору и наблюдению
за участками государственной границы), гражданскую или со специальным статусом
и т.д.
ЕС и ОБСЕ
Конечно же мы не должны обойти и другие форматы аналогичных
операций под флагом ЕС и ОБСЕ. Например, под флагом ЕС на трех континентах
(Европа, Азия и Африка) развернуты 17 операций, используя как военные (6
миссий), так и гражданские инструменты (11 миссий)[10].
Под флагом ОБСЕ развёрнуты 12 миссий в странах Европы и Азии. Все они имеют
гражданские инструменты деятельности.
2.
«Миротворчество России»
Ну и конечно же мы не можем обойти вниманием «специфические
миссии миротворчества» со стороны России которые имеют только военные
инструменты влияния, в странах, которые обрели/восстановили независимость после
развала СССР, но и на Балканах. Никто не оспаривает ту роль, которую имеет
Россия в участии в миротворческих операциях под эгидой ООН или других
международных организаций. Все они связаны с обязательствами в рамках решений,
резолюций этих международных организаций.
Балканы
Вкратце
об «Балканах». Эксперты по-разному трактуют миротворческую миссию на Балканах.
Стоит уточнить, что в период 1992-1999 годы (но и по настоящее время[11]) Россия
участвовала с военными контингентами наряду с НАТО на Балканах в Миссиях SFOR и
KFOR в Боснии и Косово[12]. Вместе
с тем, Россия не всегда применяла согласованные действия с НАТО, на время
партнёрами и той организацией, которая непосредственно руководила миротворческой
операцией – так называемый легендарный марш-бросок
сводного батальона ВДВ ВС России, входившего в
состав международного миротворческого контингента в Боснии и
Герцеговине (город Углевик), в город Приштина (Косово), целью
которой было взятие под контроль аэропорта «Слатина». Все это было сделано для
своих интересов в Югославии, к которой Россия испытывала и испытывает
определённый интерес стратегического плана. Тем самым, Россия переиграла все
ранее согласованные планы с партнёрами по миротворческой операции.
Но
есть и достаточно примеров, которые доказывают «желание» России принудить
страны к «миротворческим» операциям. И здесь стоит отметить так называемые
миротворческие операции в странах, которые обрели независимость в 1991 году –
Грузия и Республика Молдова. Обе эти миротворческие операции были начаты летом
1992 года, вследствие принуждённых договоров со стороны России, как следствие
войн в которых официально участвовали российские вооруженные силы.
Грузия
Соглашение, подписанное в Сочи 24 июня 1992 года[13]
президентом России Борисом Ельциным и председателем Государственного
совета, главой Грузии Эдуардом Шеварднадзе предусматривало следующее:
·
противоборствующие стороны обязались
прекратить огонь и вывести свои вооружённые формирования из зоны
соприкосновения;
·
Россия обязывалась вывести из Южной
Осетии дислоцированные там инженерно-сапёрный и вертолётный полки;
·
создавалась Смешанная Контрольная Комиссия (СКК),
которой предстояло осуществлять контроль за прекращением огня, выводом
вооружённых формирований, роспуском сил самообороны и обеспечение режима
безопасности в зоне соприкосновения;
·
Смешанной Контрольной Комиссии
придавались группы военных наблюдателей и Смешанные силы по поддержанию мира;
·
стороны обязывались немедленно
приступить к переговорам по экономическому восстановлению региона и созданию
условий для возвращения беженцев. Применение блокад и экономических санкций
объявлялось неприемлемым.
Имплементация
данного соглашения закончилась в 2008 году признанием Южной Осетии и Абхазии,
вследствие русско-грузинской войны, которая изменила все ранее достигнутые
договорённости.
Молдова
Соглашение
о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в приднестровском
регионе Республики Молдова[14] было
подписано между Республикой Молдова и Россией 21 июля 1992 года, что лишний раз
доказывает прямое участие России в войне против Республики Молдова. Этим
соглашением предусматривается:
-
Что, конфликтующие стороны берут на себя обязательства предпринять все необходимые
меры к полному прекращению огня, а также любых вооруженных действий друг против
друга;
-
С прекращением огня конфликтующие стороны приступают к отводу частей своих
вооруженных сил и иных формирований, боевой техники и вооружения, и завершают
этот процесс в течение семи суток. Целью такого разъединения является создание
зоны безопасности между сторонами в конфликте;
-
Создание Объединённой Контрольной Комиссии, в составе представителей сторон,
участвовавших в боевых действиях – Россия, Республика Молдова и так называемая
администрация Тирасполя.
История показала, что данные соглашения и в частности эти две «миротворческие» операции проводились в зоне интересов России в границах бывшей империи. Практика этих операций противоречат практике и нормам международного права, и в первую очередь ООН. Как уже указывалось, есть достаточное количество доказательств[15], что Россия, страна, которая участвует в этих операциях, участвовала и в боевых действиях на Днестре, в Абхазии и Южной Осетии[16]. В этом отношении нельзя говорить об беспристрастности этих операций, беспристрастности – как принципа международных миротворческих миссий и основным гарантом успеха этих миссий. Нельзя забывать и о принципе Согласия сторон, и здесь Россия принудила и Республику Молдова и Грузию подписать Соглашения от 1992 года и это осуществлялось под давлением оружия, как и в случае с аннексией Крыма и результатов так называемого референдума. Если говорить о так называемой миссии в Республике Молдова, она не имеет никакого мандата и противоречит национальному законодательству. Де факто, эти «миротворческие миссии» являются односторонними «миротворческими миссиями» (со стороны Российской Федерации), которые стали „state-building” миссиями, после признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, а в Республике Молдова стала миссией, которая помогла сепаратистскому режиму в Тирасполе, консолидировать свою «политическую, экономическую и военную» составляющую так называемой государственности. Незаконное пребывание ОГРВ (Нагнетание «милитаристской истерии», постоянные военные учения, в т.ч. наступательного характера с участием незаконных вооружённых структур приднестровского региона)[17] в Республике Молдова неоднократно указывалось государственными органами РМ в различных международных форматах, в том числе ООН. К сожалению, на данный момент не далось принятие конкретных резолюций по данному вопросу и это несмотря на поддержку как Украины, так и других стран. Все это потому, что нет политической воли, а также лавирования между определенными интересами, в том числе и России. Так же не удаётся изменить формат миротворческой операции на Днестре в правоохранительную с гражданским статусом. Вместе с тем Россия продолжает блокировать переговорный процесс в формате 5+2 (настаивая на определённые гарантии, которые противоречат интересам Республики Молдова и которые к сожалению принимаются переговорщиками из Кишинэу), тем самым препятствуя реальному сближения обеих берегов Днестра.
Миротворческие миссии развивались в двадцатом веке из простых
миссий, которые занимаются только вопросами безопасности вплоть до сложных
миссий по поддержанию мира, которые намного превосходят классический формат.
Опыт, накопленный в проведении миротворческих миссий, в том числе и опыт
провальных миссий, стимулировал формирование более профессиональных миссий,
способных решать различные задачи (Миссии ООН, ЕС и др.). В то время как ЕС и
другие международные организации проводили и проводят миссии по поддержанию
мира, уделяя больше внимания управлению кризисами, укреплению верховенства
закона, гражданской администрации и гражданской защиты, российская модель
миротворчества специфическая, которая ставит упор на безопасности типа «hard», а также гибридной войны и использует этот
принцип для закрепления своего военного присутствия на пространстве пост
империи.
О
миротворческой миссии в Украине
В последнее время указывается на необходимость установления
миротворческой операции в Украине. Да такая миссия необходима, но без участия
России. В случае если к данному вопросу она будет допущена, есть достаточно
оснований полагать, что она превратится в так называемую миротворческую миссию
по установлению государственности восточных регионов Украины по сценарию
Республики Молдова и Грузии. Это исходит и из различия подходов к такой миссии
со стороны России[18],
президент России Владимир Путин предложил разместить миротворцев ООН вдоль
линии, отделяющей украинские правительственные войска и поддерживаемых Россией
сепаратистов. И только для охраны сотрудников ОБСЕ. Такой формат миссии, т.е. развертывание
только вдоль линии фронта будет зависеть от российского контроля над
территорией, находящейся под контролем сепаратистского режима, т.е. России, и
не сделает ничего, чтобы помешать России отправлять бойцы и оружие в Украину.
В свою очередь Украина и западные партнёры
предлагают[19]
миротворческую миссию в соответствии с общепринятыми нормами международного
права и заключается в размещения
миротворческой миссии на всей территории Донбасса, включая неконтролируемый Правительством
Украины участок российско-украинской границы, иметь задачи по охране и обеспечению
мира, контроль за отводом тяжелой техники и артиллерии, а также обеспечение
безопасности людей, и создания условий по проведению выборов, в соответствии с
Минскими договорённостями.
Украине необходимо
настаивать на классическую форму миротворческой операции под флагом или ООН,
или ЕС с четким мандатом по поддержанию мира
которая должна содействовать политическому процессу, обеспечивать защиту
гражданских лиц, оказывать помощь в разоружении, демобилизации и реинтеграции участников
боевых действий, содействовать проведению свободных выборов, защищать и
поощрять права человека и способствовать восстановлении законности в
оккупированных территориях.
Учитывая выше изложенной, а также в условиях гибридной войны
против Украины, Россия ни в коем случае не может выступать в роли миротворца на
международной арене, поскольку преследует исключительно свои геополитические
цели в регионе, а именно постоянное военное присутствие на территории пост
империи и в непосредственной близости к границам ЕС.
[13] Соглашение о
принципах мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта. //
Дипломатический вестник МИД РФ. 1992. №13-14.
[17]
Security and defense risks in the context of the Transnistrian conflict
settlement: http://viitorul.org/files/PB_BORDER_SEGMENT_PRINT_2_14.06.17_FINAL.pdf
Niciun comentariu:
Trimiteți un comentariu