joi, 4 ianuarie 2018

Российская Федерация "не допустит миротворцев ООН на территории Украины" - заместитель Министра иностранных дел России Г.Б.Карасин

В начале декабря прошлого года я уже высказался "О характере «миротворчества» России в Молдове и Украине". Но вопрос по прежнему остаётся актуальным в этом году как для Украины так и для Республики Молдова, которая "очень пытается" решить вопрос с незаконным присутствием Ограниченного Контингента Российских Войск (ОГРВ) в приднестровском регионе. 

В этой связи ещё раз хочу обратить этому вопросу пристальное внимание, и попытался сактуализировать некоторые тезисы предыдущей статьи. И связано это с последними декларациями чиновников МИД-а России, в частности заместителя Министра иностранных дел России Г.Б.Карасина, который в нескольких интервью для информационного агентства «Интерфакс» от 25 декабря 2017 года и газеты Коммерсант от 27 декабря 2017 года обозначил официальную позицию Российской Федерации по этому вопросу. В моём понимании, это позиция противоречит основным принципам Миротворчества в соответствии с нормами международно права. В частности господин Карасин отметил, что Россия не допустит работы миротворцев ООН на всей территории Донбасса, захваченной боевиками, включая свою границу, потому что это противоречит политическим интересам Донецка и Луганска". Также господин Карасин отмечает - "Из предложенной нами резолюции видно, что главной задачей миротворцев должно стать обеспечение безопасности специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. Мы видим искусственные попытки изменить эту концепцию в сторону внедрения некоей внешней администрации на юго-востоке с перекрытием границы между Донбассом и Россией". "Об этом не может быть и речи. Россия никогда этого не допустит. Мы выступаем за то, чтобы миротворцы ООН охраняли наблюдателей ОБСЕ, в этом собственно суть нашего предложения".
Не хочу преподать уроки в этой области, но попытаюсь провести некоторые исторические параллели миротворческого принципа влияния на конфликты начиная с их истоков.
И так:

1.    Современная история миротворчества

 ООН

Классического определения или термина Миротворчества мы нигде не найдем, даже в Уставе ООН. Но, Миротворчество как метод был предложен и разработан ООН. Как отмечал Даг Яльмар Агне Карл Хаммаршёльд[1], «он содержится в главе VI½ Устава, и отводил ему место между такими традиционными методами мирного разрешения споров, как посредничество и установление фактов (глава IV), и мерами принудительного характера, например, эмбарго и военное вмешательство (глава VII).»[2]  Впервые как механизм был имплементирован ООН в 1956 году в Египте, хотя некоторые источники настаивают на 1948 год, когда Совет Безопасности санкционировал развертывание военных наблюдателей ООН на Ближнем Востоке для наблюдения за Соглашения о перемирии между Израилем и арабскими государствами и содействие дальнейшему прогрессу в деле улучшения положения и укрепления мира в регионе.[3] Данная миссия действует до сих пор и имеет в штате несколько сот человек, и имеет задачи по осуществлению операций по наблюдению и контролю. Военные наблюдатели Организации Объединенных Наций не имели оружия. Я всё-таки привержен рассматривать первую версию, так как тогда был применена концепция, предложенная Генеральным Секретарём Дагом Хаммаршёльдом, и которая отражена в Резолюции 1001[4] (ES-I) 1-й Чрезвычайной специальной сессии[5] и устанавливает Чрезвычайные вооруженные силы Организации Объединенных Наций (UNEF I), для «обеспечения и контроля за прекращением военных действий». Этим документом не только установила UNEF I, но также и призвала «к непосредственному перемирию». Отличие данной миссии от миссии 1948 года — это то, что применяется вооружённый контингент.
Исторически мы можем рассматривать несколько этапов проведения миротворческих операций (всего 69):
-Ранние годы[6] - 1948-1988 – 15 операций;
-Период после «холодной войны»[7] - 1989 – 2009, который можно разделить на три периода – 48 операций;
-Современный этап[8] – 2010-настоящее время -6 операций.

http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/current.shtml
В настоящий момент ООН развернуто 17 миротворческих операций[9].
Не ставлю перед собой цель рассмотрения всех этих периодов, но, чтобы перейти к рассмотрению вопросов «миротворчества России» приведу несколько тезисов. Современные многоплановые операции по поддержанию мира должны содействовать политическому процессу, обеспечивать защиту гражданских лиц, оказывать помощь в разоружении, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов, содействовать проведению свободных выборов, защищать и поощрять права человека и способствовать восстановлении законности. Все это указывает на то, что особым спросом и механизмом должны рассматриваться определенные виды специальных сил и средств, включая правоохранительную (полицейскую, в том числе и по надзору и наблюдению за участками государственной границы), гражданскую или со специальным статусом и т.д.

ЕС и ОБСЕ

Конечно же мы не должны обойти и другие форматы аналогичных операций под флагом ЕС и ОБСЕ. Например, под флагом ЕС на трех континентах (Европа, Азия и Африка) развернуты 17 операций, используя как военные (6 миссий), так и гражданские инструменты (11 миссий)[10]. Под флагом ОБСЕ развёрнуты 12 миссий в странах Европы и Азии. Все они имеют гражданские инструменты деятельности.

2.    «Миротворчество России»

https://novostipmr.com/ru/news/17-05-09/v-ogrv-proshla-rekonstrukciya-srazheniya-vremen-vov
Ну и конечно же мы не можем обойти вниманием «специфические миссии миротворчества» со стороны России которые имеют только военные инструменты влияния, в странах, которые обрели/восстановили независимость после развала СССР, но и на Балканах. Никто не оспаривает ту роль, которую имеет Россия в участии в миротворческих операциях под эгидой ООН или других международных организаций. Все они связаны с обязательствами в рамках решений, резолюций этих международных организаций.

Балканы

Вкратце об «Балканах». Эксперты по-разному трактуют миротворческую миссию на Балканах. Стоит уточнить, что в период 1992-1999 годы (но и по настоящее время[11]) Россия участвовала с военными контингентами наряду с НАТО на Балканах в Миссиях SFOR и KFOR в Боснии и Косово[12]. Вместе с тем, Россия не всегда применяла согласованные действия с НАТО, на время партнёрами и той организацией, которая непосредственно руководила миротворческой операцией – так называемый легендарный марш-бросок сводного батальона ВДВ ВС России, входившего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине (город Углевик), в город Приштина (Косово), целью которой было взятие под контроль аэропорта «Слатина». Все это было сделано для своих интересов в Югославии, к которой Россия испытывала и испытывает определённый интерес стратегического плана. Тем самым, Россия переиграла все ранее согласованные планы с партнёрами по миротворческой операции.
Но есть и достаточно примеров, которые доказывают «желание» России принудить страны к «миротворческим» операциям. И здесь стоит отметить так называемые миротворческие операции в странах, которые обрели независимость в 1991 году – Грузия и Республика Молдова. Обе эти миротворческие операции были начаты летом 1992 года, вследствие принуждённых договоров со стороны России, как следствие войн в которых официально участвовали российские вооруженные силы.

Грузия

Соглашение, подписанное в Сочи 24 июня 1992 года[13] президентом России Борисом Ельциным и председателем Государственного совета, главой Грузии Эдуардом Шеварднадзе предусматривало следующее:
  • противоборствующие стороны обязались прекратить огонь и вывести свои вооружённые формирования из зоны соприкосновения;
  • Россия обязывалась вывести из Южной Осетии дислоцированные там инженерно-сапёрный и вертолётный полки;
  • создавалась Смешанная Контрольная Комиссия (СКК), которой предстояло осуществлять контроль за прекращением огня, выводом вооружённых формирований, роспуском сил самообороны и обеспечение режима безопасности в зоне соприкосновения;
  • Смешанной Контрольной Комиссии придавались группы военных наблюдателей и Смешанные силы по поддержанию мира;
  • стороны обязывались немедленно приступить к переговорам по экономическому восстановлению региона и созданию условий для возвращения беженцев. Применение блокад и экономических санкций объявлялось неприемлемым.

Имплементация данного соглашения закончилась в 2008 году признанием Южной Осетии и Абхазии, вследствие русско-грузинской войны, которая изменила все ранее достигнутые договорённости.

Республика Молдова

Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в приднестровском регионе Республики Молдова[14] было подписано между Республикой Молдова и Россией 21 июля 1992 года, что лишний раз доказывает прямое участие России в войне против Республики Молдова. Этим соглашением предусматривается:
  • Что, конфликтующие стороны берут на себя обязательства предпринять все необходимые меры к полному прекращению огня, а также любых вооруженных действий друг против друга;
  • С прекращением огня конфликтующие стороны приступают к отводу частей своих вооруженных сил и иных формирований, боевой техники и вооружения, и завершают этот процесс в течение семи суток. Целью такого разъединения является создание зоны безопасности между сторонами в конфликте;
  • Создание Объединённой Контрольной Комиссии, в составе представителей сторон, участвовавших в боевых действиях – Россия, Республика Молдова и так называемая администрация Тирасполя.
Группа российских войск в Приднестровье. Полевой выход. 23 сентября 2017 г.
https://topwar.ru/127959-vyvod-inostrannyh-voysk-iz-moldavii-rassmotrenie-voprosa-otlozheno-na-neopredelennyy-srok.html
История показала, что данные соглашения и в частности эти две «миротворческие» операции проводились в зоне интересов России в границах пост империи. Практика этих операций противоречат практике и нормам международного права, и в первую очередь ООН. Как уже указывалось, есть достаточное количество доказательств[15], что Россия, страна которая участвует в этих операциях, участвовала и в боевых действиях на Днестре, в Абхазии и Южной Осетии[16]. В этом отношении нельзя говорить об беспристрастности этих операций, беспристрастности – как принципа международных миротворческих миссий и основным гарантом успеха этих миссий. Нельзя забывать и о принципе Согласия сторон, и здесь Россия принудила и Республику Молдова и Грузию подписать Соглашения от 1992 года и это осуществлялось под давлением оружия, как и в случае с аннексией Крыма и результатов так называемого референдума. Если говорить о так называемой миссии в Республике Молдова, она не имеет никакого мандата и противоречит национальному законодательству. Де факто, эти «миротворческие миссии» являются односторонними «миротворческими миссиями» (со стороны Российской Федерации), которые стали „state-building” миссиями, после признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, а в Республике Молдова стала миссией, которая помогла сепаратистскому режиму в Тирасполе, консолидировать свою «политическую, экономическую и военную» составляющую так называемой государственности
http://dnestr.tv/4262-sravnenie-armiy-moldovy-i-pmr-protivotankovaya-armiya.html
Незаконное пребывание ОГРВ (Нагнетание «милитаристской истерии», постоянные военные учения, в т.ч. наступательного характера с участием незаконных вооружённых структур приднестровского региона)[17] в Республике Молдова неоднократно указывалось государственными органами Республики Молдова в различных международных форматах, в том числе ООН. К сожалению, на данный момент не удалось принятие конкретных резолюций по данному вопросу и это несмотря на поддержку как Украины, так и других стран. Все это потому, что нет политической воли, а также лавирования между определенными интересами, в том числе и России. Так же не удаётся изменить формат миротворческой операции на Днестре в правоохранительную с гражданским статусом. Вместе с тем Россия продолжает "скрытно" блокировать переговорный процесс в формате 5+2, тем самым препятствуя реальному сближения обеих берегов Днестра.

О миротворческой миссии в Украине

В последнее время указывается на необходимость установления миротворческой операции в Украине. Да такая миссия необходима, но без участия России. В случае если к данному вопросу она будет допущена, есть достаточно оснований полагать, что она превратится в так называемую миротворческую миссию по установлению государственности восточных регионов Украины по сценарию Республики Молдова и Грузии. Это исходит и из различия подходов к такой миссии со стороны России[18], президент России Владимир Путин предложил разместить миротворцев ООН вдоль линии, отделяющей украинские правительственные войска и поддерживаемых Россией сепаратистов. И только для охраны сотрудников ОБСЕ. Такой формат миссии, т.е. развертывание только вдоль линии фронта будет зависеть от российского контроля над территорией, находящейся под контролем сепаратистского режима, т.е. России, и не сделает ничего, чтобы помешать России отправлять бойцы и оружие в Украину.
http://sprotyv.info/ru/news/6346-po-sledam-15-y-otdelnoy-motostrelkovoy-brigady-mirotvorcheskih-sil-rf-foto
В свою очередь Украина и западные партнёры предлагают[19] миротворческую миссию в соответствии с общепринятыми нормами международного права и заключается в размещения миротворческой миссии на всей территории Донбасса, включая неконтролируемый Правительством Украины участок государственной границы с Россией, иметь задачи по охране и обеспечению мира, контроль за отводом тяжелой техники и артиллерии, а также обеспечение безопасности людей, и создания условий по проведению выборов, в соответствии с Минскими договорённостями. Это подтверждается и последними заявлениями министра иностранных дел Германии Зигмара Габриэля. Так во время своего визита в Украину он заявил, "миссия ООН должна быть введена на всю территорию востока Украины, где происходит вооруженный конфликт, а не только на линию соприкосновения с целью охраны наблюдателей Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ". Обязательными условиями для возможности ввести такую миссию ООН в Донбассе, по его словам, являются "продолжительное перемирие и отвод тяжелого вооружения". Дипломат также сообщил, что ФРГ будет продвигать в Совете безопасности идею ввода миссии ООН на всю неподконтрольную Киеву территорию Донбасса.

К примеру, Республики Молдова только после 26 лет окончания войны, постепенно возвращает контроль над центральным (приднестровским) участком государственной границы с Украиной внедряя совместно с партнёрами, в том числе с Миссией EUBAM механизмы совместного контроля и совместного патрулирования

Возникает риторический вопрос - Сколько времени надо для восстановления полноценного контроля за участком государственной границы Украины и России на Луганском и Донецком направлении? И если это делать "совместно" с Россией?
Для этого, Украине необходимо настаивать на классическую форму миротворческой операции под флагом или ООН, или ЕС с четким мандатом по поддержанию мира которая должна содействовать политическому процессу, обеспечивать защиту гражданских лиц, оказывать помощь в разоружении, демобилизации и реинтеграции участников боевых действий, содействовать проведению свободных выборов, защищать и поощрять права человека и способствовать восстановлении законности в оккупированных территориях.

Вместо вывода

https://frontnews.eu/news/en/12380
Миротворческие миссии развивались в двадцатом веке из простых миссий, которые занимаются только вопросами безопасности вплоть до сложных миссий по поддержанию мира, которые намного превосходят классический формат. Опыт, накопленный в проведении миротворческих миссий, в том числе и опыт провальных миссий, стимулировал формирование более профессиональных миссий, способных решать различные задачи (Миссии ООН, ЕС и др.). В то время как ЕС и другие международные организации проводили и проводят миссии по поддержанию мира, уделяя больше внимания управлению кризисами, укреплению верховенства закона, гражданской администрации и гражданской защиты, российская модель миротворчества специфическая, которая ставит упор на безопасности типа «hard», а также гибридной войны и использует этот принцип для закрепления своего военного присутствия на пространстве пост империи.
https://www.una.org.uk/un-peacekeeping-detail
Учитывая выше изложенное, а также в условиях гибридной войны против Украины, Россия ни в коем случае не может выступать в роли миротворца на международной арене, поскольку преследует исключительно свои геополитические цели в регионе, а именно постоянное военное присутствие на территории пост империи и в непосредственной близости к границам ЕС.

С уважением,
#талиб RV






[1] https://www.un.org/sg/ru/content/formersg/dag-hjalmar-agne-carl-hammarskj%C3%B6ld
[2] https://www.cepal.org/sites/default/files/pr/files/44856-Anforande-Ove-Bring.pdf
[3] http://www.unis.unvienna.org/unis/en/60yearsPK/index.html
[4] https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/NR0/752/21/IMG/NR075221.pdf?OpenElement
[5] http://www.un.org/ru/ga/sessions/emergency.shtml
[6] http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/early.shtml
[7] http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/surge.shtml
[8] http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/present.shtml
[9] http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/current.shtml
[10] https://eeas.europa.eu/topics/military-and-civilian-missions-and-operations/430/military-and-civilian-missions-and-operations_en
[11] https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N99/172/91/PDF/N9917291.pdf?OpenElement
[12]https://www.nato.int/docu/presskit/010219/brocheng.pdf
[13] Соглашение о принципах мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта.//Дипломатический вестник МИД РФ. 1992. №13-14
[14] http://gov.md/ro/content/arhiva-actelor-semnate-cadrul-procesului-de-reglementare
[15] http://viitorul.org/files/library/Memoriul_GOTR-GUVERN.pdf
[16] http://www.viitorul.org/files/10.pdf
[17] Security and defense risks in the context of the Transnistrian conflict settlement: http://viitorul.org/files/PB_BORDER_SEGMENT_PRINT_2_14.06.17_FINAL.pdf  
[18] https://www.rferl.org/a/volker-surkov-meeting-ukraine-u-s-russia/28853193.html
[19] https://www.ukrinform.ru/rubric-polytics/2310120-porosenko-ssa-polnostu-podderzali-ukrainskoe-videnie-missii-mirotvorcev-oon.html




Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu

Bine de știut - Moldova după cheltuielile militare se află pe locul 139 din 148 de țări

Conform Stockholm International Peace Research Institute ,  în anul 2017 cheltuielile militare în lume, pentru 148 de state unde există dat...